“Среди минералов” (альманах). Москва, 2001, С. 184-188.

И. И. Шафрановский

Поэтическая коллекция драгоценных камней

(самоцветы в русской поэзии)

Уподобление стихов драгоценным камням-самоцветам—алмазам, жемчугам—неоднократно встречается в литературе. Приведем несколько примеров. Известный переводчик, поэт и издатель Н. В. Гербель (1827-1881) в начале своей классической хрестоматии “Русские поэты в биографиях и образцах” (1830) поместил “Посвящение”, обращенное к читателю. Заканчивается оно следующими строками:

“Все эти жемчужины чистой воды,

Все эти крупицы—топазы,

Что также как жемчуг пленяют наш взгляд

И блещут порой, как алмазы,

Я бережно собрал—и ныне на суд

Несу их в убогой кошнице:

Да славится жемчуг! Да снидет хвала

И к блещущей искрой крупице!”

А. А. Фет в стихотворении “На юбилей А. Н. Майкова” провозглашал, что чествуемый поэт—

“...Полстолетия Русь осыпал

Драгоценных стихов жемчугами”.

----

“Тихо удаляются старческие тени,

Душу заключившие в звонкие кристаллы...”—

так отозвался на смерть того же А. Н. Майкова Владимир Соловьев (1897 г.)

----

“Сжигая тусклой жизни бред,

Без счета создавал я перлы”,

горделиво похвалялся Федор Сологуб.

Перейдем к многочисленным стихам прославленных русских поэтов, в которых упоминаются камни-самоцветы. Иногда они воспеваются сами по себе, но гораздо чаще ими пользуются в качестве сравнений для того, чтобы оттенить красоту природных явлений—облаков, закатных красок, зеленых полей и т. д.

Собранная нами своеобразная поэтическая “коллекция драгоценных камней” отнюдь не прнтендует на полноту и исчерпанность темы. Мы приводим только то, что пришло на память и призываем заинтересованных читателей самостоятельно дополнять и обогащать представленное здесь собрание.*

Начать конечно надо с М. В. Ломоносова (1711-1765). И здесь нас ждет некоторое разочарование. Великий поэт и ученый в своем “Письме о пользе Стекла”, отказывается воспевать драгоценные минералы, отдавая все свое вдохновение столь нужному для научных и практических целей Стеклу. --

“Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучем блистающих в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

.............................................................................

Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.”

___________________

__________________

Из чего следует, что как ни жаль, но замечательная научная поэма нашего первого поэта оказалась за рамками нашей темы. Вместе с тем мы знаем, что в своем трактате “О слоях земных” Ломоносов неоднократно упоминал об алмазах, яхонтах и других дорогих камнях, предсказывая их нахождение в северных странах. Особое внимание уделял он янтарю с включенными в нем насекомыми. Об этом свидетельствует и его перевод эпиграммы Марциала.—

В тополевой тени гуляя муравей,

В прилипчивой смоле увяз ногой своей,

Хотя он у людей был в жизнь свою презренный:

По смерти в янтаре у нас стал драгоценный.

Переходим. К Г. Р. Державину (1743-1816).

В царствование воспеваемой им “Фелицы”--Екатерины II—особенно модными были бриллианты. Граф Орлов получил в подарок костюм, украшенный алмазами, ценой в миллион рублей. Потемкин на празднике в Таврическом дворце имел шляпу, унизанную бриллиантами, которую из-за тяжести невозможно было носить на голове. Даже играя в карты, Екатерина II любила расплачиваться вместо денег бриллиантами. “Как весело играть в бриллианты! Это похоже на тысячу и одну ночь!”--восклицала царица в письме к своему корреспонденту Гримму.

Нет ничего удивительного в том, что алмазы и другие драгоценные камни щедро украсили строфы многих стихов певца Фелицы. Напомним великолепное начало оды “Водопад” с яркой картиной Кивача в Карелии. –

“Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами;

Жемчугу бездна и сребра,

Кипит внизу, бьет вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит!...

Не менее красочно—буквально усыпанное самоцветами, описание солнечного восхода в стихотворении “Утро”.—

“Посыпались со скал

Рубины, яхонты, кристалл,

И бисеры перловы

Зажглися на ветвях;

Багряны тени, бирюзовы

Слилися с златом в облаках;

И всё—сияние покрыло!”...

“Прогулка в Царском селе” содержит живописную картину вечера:

“Сребром сверкают воды,

Рубином облака...”

Облако изменяет свою окраску, “Рубином, златом испещряясь”...(Облако).

Сапфиры привлекаются поэтом для описания глаз (очей) воспеваемых им героинь.—

“Сапфиросветлыми очами,

Как в гневе, иль в жару блеснув,

Богиня на меня воззрела”...

(Видение Мурзы).

“Очи светлые сапфирны

Помрачают всех красы...”

(Хариты).

Очаровывает нас и

“Белокурая Параша

Сребро-розова лицом...”

Богатства россыпей драгоценных минералов в поэзии Державина по изобилии и блеску не имеет аналогов. И все же современные ему поэты пытались подражать прославленному барду. К ним относится, например, И. Ф. Богданович (1743-1803), автор знаменитой полушутливой поэмы “Душенька”. Дворец, куда унес Душеньку Амур, описывается следующими стихами. –

“Порфирные врата, с лица и со сторон,

Сапфирные столпы, из яхонта балкон,

Златые куполы и стены изумрудны—

Простому смертному должны казаться чудны”...

“Алмазная лихорадка” не миновала и наших баснописцев. В 1773 г. в Петербурге было открыто Горное училище (ныне Санкт-Петербургский горный институт). Здесь выдающийся минералог того времени А. М. Карамышев демонстрировал “сжигание алмаза нарочитой величины”. Пересуды и кривотолки, возникшие в связи с этим опытом, описал в басне “Лжец” сослуживец Карамышева и друг Державина—талантливый баснописец И. И. Хемницер (1745-1784)—

“В то время самое, как опыты те были,

Что могут ли в огне алмазы устоять,

В беседе некакой об этом говорили

И всяк по своему о них стал толковать.

Кто говорит: в огне алмазы исчезают,

Что в самом деле было так,

Иные повторяют:

Из них, как из стекла, что хочешь выливают.

И так, и сяк

Об них твердят и рассуждают,

Но что последнее неправда знает всяк,

Кто химии хотя лишь несколько учился”.

Бессмерный “дедушка” И. А. Крылов (1768-1844) подарил нам две басни, в которых фигурирует алмаз.

“Потерянный Алмаз валялся на пути;

Случилось наконец купцу его найти.

Он от купца царю представлен,

Им куплен, в золоте оправлен

И украшением стал царского венца”.

Завидовавший алмазу Булыжник нашел себе достойное место на мостовой.

(Булыжник и Алмаз)

Другой такой же потерянный Алмаз выслушивает презрительные насмешки и высокомерную похвальбу разбушевавшегося Пожара.—

“Хоть против твоего мой блеск и беден”,

Алмаз ответствует: но я безвреден.

Не укорит меня никто ничьей бедой,

И луч досаден мой

Лишь зависти одной...”

Пожар был потушен.—

“Алмаз же вскоре отыскался

И лучшею красой стал царскому венцу”.

К нашей теме относится и еще одна всем памятная с детства крыловская басня—

“Навозну кучу разрывая,

Петух нашел жемчужное зерно”...

Лукавый дедушка не ограничивался алмазами,--в его баснях встречаются и другие самоцветы.—

Вспомним басню “Любопытный”--

“Какие бабочки, букашки,

Козявки, мушки, таракашки!

Одни как изумруд, другие как коралл!”

Виноград уподоблялся яхонту.—

“А кисти сочные, как яхонты горят...”

(Лисица и виноград)

В притче “Водолазы” мудрец повествует о трех добывателях жемчуга. Самый неуёмный из них мечтает о морских глубинах:

“Там горы, может быть, богатств несчетных

кораллов, жемчугу и камней самоцветных...”

Младшие современники Державина гораздо экономнее используют самоцветы в своих произведениях. В грандиозном поэтическом наследии В. А. Жуковского (1783-1852) упоминания о самоцветах встречаются редко. Вспомним любимую всеми нами прелестную балладу “Светлана”. Она начинается с того, как гадающин девушки

“В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой

Серьги изумрудны...”

Далее возникают в памяти “Цветы бирюзовы, жемчужны струи” из знаменитой баллады “Лесной царь” (в немецком подлиннике Гёте эти минералогические эпитеты отсутствуют). Особняком стоит сумрачная и жуткая сказка “Красный карбункул” (из Гебеля).--

“Камень редкий карбункул, в нем есть тайная сила...”

Неожиданно радует светлым и жизнерадостным отрывком друг Жуковского—слепой поэт И. И. Козлов (1799-1848)—

“Заря погасла; ветерки

В поляне дуют меж кустами,

Срывают ландыш, васильки—

И вместе с алыми цветами,

Подобно пестрым мотылькам,

Кружа разносят по лугам.

Так изумруды, аметисты,

Жемчуг и яхонты огнисты

Небрежно резвою рукой

С лилейных пальцев в час ночной

Ложася спать, полунагие

Роняют девы молодые”.

(Заря погасла)

П. А. Вяземский (1792-1878), едва ли не первым, уподобляет снежные покровы зимы алмазам.—

“Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы

Словно яркие лучи”...

Стихи А. С. Пушкина сами по себеподобны искрометным самоцветам. Гениальный поэт не часто прибегает к упоминаниям о природных драгоценных камнях. По сути дела, они ему не нужны. Два знаменитых стихотворения—“Храни меня мой талисман” и “Талисман”--посвящены перстню, подаренному поэту графиней Воронцовой. Однако в них мы не найдем сведений о самом перстне , о вставленном в него камне и т. п. Все пглощено воспоминаниями и чувствами, связанными с волшебным подарком.

Не поскупимся и приведем все те пушкинские строки, в которых, хотя бы и бегло, упоминаются самоцветы.—

“Кубок янтарный

Полон давно...”

(Заздравный кубок. 1816)

“...кубок тяжко-золотой,

Венчанный крышкою сапфирной...”

(Торжество Вакха. 1818)

“Играют яхонты, как жар...”

(Руслан и Людмила. 1817-20)

“...по тропам,

Усеянным песком алмазным...”

(Там же)

“Образ под алмазом...”

(Гаврилиада. 1821)

“Златой шелом, украшенный алмазм...”

(Там же)

“Гирей сидел, потупя взор,

Янтарь в устах его дымился...”

(Бахчисарайский фонтан. 1821-1823)

“Янтарны разбирая четки,

Вздыхали жены в тишине...”

(Там же)

“Янтарь на трубках Цареграда...”

(Евгений Онегин. 1823-1831)

“Алмазный мой венец...”

(Борис Годунов. 1824-1825)

“Нет ни агат в глазах у ней

Но все соковища востока

Не стоят сладостных лучей

Ее полуденного ока...”

(Ответ Ф. Т. 1826)

“Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Ядра—чистый изумруд...”

(Сказка о царе Салтане. 1831-32)

“...мои алмазы, изумруды...”

(Шутливое стихотворение. 1835)

“У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата,

Не в ней алмаз венца хранится под стеклом..”

(Полководец. 1835)

Чаще всего, как видим, Пушкин упоминал алмаз (6 раз), на втором месте стоит янтарь (4 раза), на третьем—изумруд (2 раза. В “Сказке о царе Салтане” повторяется несколько раз). По одному разу названы агат, сапфир и яхонт (сапфир? рубин? яхонт?). Заметим, что Державин, а впоследствии Тютчев, Фет и большинство других поэтов, упоминают драгоценные камни в качестве красивых сравнений и уподоблений.

Пушкин в отличие от них , имеет ввиду лишь вполне конкретные объекты: янтарные курительные трубки, четки, кубки для вина, “алмаз венца” и т. д. Минералогическое сравнениеглаз красавицы с агатом им отвергается.

Детальнее следует остановиться на словах “кристалл” и “хрусталь”, неоднократно встречающихся в пушкинских текстах. Как известно, древние греки называли кристаллом и лед и прозрачный кварц, считая последний окаменевшим льдом. Впоследствии термин “хрусталь” сохранился и в минералогии и в стеклоделии. А. С. Пушкин обычно называет “кристаллом” стекло: “Кристалл, поэтом обновленный, укрась мой мирный уголок...” (К моей чернильнице). В “Руслане и Людмиле”--“прибор из яркого кристалла”, в первой главе “Евгения Онегина”--“духи в граненом хрустале”. Из чего сделан “гроб хрустальный” в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” сказать трудно (вернее всего из стекла). Зато очевидно, что в “Послании к Овидию” речь уже идет не о стекле: “Едва прозрачный лед, над озером тускнея, кристаллом покрывал недвижные струи...”. К сожалению, в стороне от нашей темы стоят упомянутые в “Евгении Онегине” “магический кристалл” и “Зизи—кристалл души моей”. В общем, поэты до и после Пушкина относили слова “кристалл” и “хрусталь” чаще к стеклу, реже к горному хрусталю и льду. Забегая вперед, заметим, что со временем круг замыкается и “хрусталь”--совсем как у древних греков, вновь ассоциируется со льдом: “На стенах оледенелых блещут хрустали” (А. А. Фет); “По хрусталям я прохожу несмело” (А. А. Ахматова)...

Вернемся к великим поэтам прошлого. М. Ю. Лермонтов (1814-1841) также, как и Пушкин, редко обращается к самоцветным камням, однако каждое его упоминание навсегда отпечатолось в нашей памяти.—

“Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял”...

Соблазняя Тамару, Демон обещает:

“Чертоги пышные построю

Из бирюзы и янтаря...”

__________

“Там рыбок златые гуляют стада,

Там хрустальные есть города”,--

поет Русалка в своем подводном царстве.”

Незабываемо обращение поэта к пробегающим тучкам.—

“Тучки небесные, вечные странники,

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную...”

Совсем немногочисленны строки, связанные с самоцветами в стихах Ф. И. Тютчева (1803-1873): раннее стихотворение “Слезы”--упоминает “благоухающий рубин” плодов. Гораздо характернее для поэта не яркие, а прозрачные слабо окрашенные камни, столь созвучные с бледными красками северной природы.—

“Повисли перлы дождевые

И солнце нити золотит...”

(Весенняя гроза)

“Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера”.

(Есть в осени первоначальной)

Резко противостоит Тютчеву рано погибший поэт с трагической судьбой—В. И. Соколовский (1813--1839). Следующий отрывок из его поэмы “Мироздание” по обилию упоминаемых драгоценных камней напоминает Державина.—

“...При зареве заката

На светлом рубеже земли

В пещере вспыхнут хрустали—

И вся лна огнем объята.

И в ту минуту видно в ней,

Как, разделясь в лучи цветные,

С тех драгоценных хрусталей

Струятся нити водяные

И чудно, на топазном дне,

В алмаз сливаются оне”.

Не меньше самоцветов и в чудесном стихотворении “Вопросы и ответы”. Поэт обращается к Заре с вопросами о причинах ее красочного торжества, вслед за тем следует ответ самой Зари.—

“П о э т--

Мои разлитые рубины,

Топазы, розы, янтари,

Моя игра моей зари—

Зачем по скату сей вершины

Дождишь отрадой красоты,

Моя хорошенькая ты?

З а р я—

Я льюся розовым пожаром

И хорошею чистотой

И вся горю в красе святой

Алмазом, золотом и жаром,

Чтоб те, кому должно идти,

Любили светлые пути”

Вслед затем приведем феерический пейзаж из чудесного “Конька-горбунка” П. П. Ершова (1815-1869)—

“Что за поле! Зелень тут

Словно камень изумруд!

Ветерок над нею веет,

Так вот искорки и сеет,

А над зеленью цветы

Несказанной красоты...”

В нарядных и красочных стихах А. К. Толстого (1817-1875) конкретные камни-самоцветы почти не встречаются. Вспомним лишь похвальбу стрекоз:

“У нас бирюзовые спинки

И крылышки точно стекло.”

А. А. Фет (1820-1892) по богатству драгоценных камней, обильно рассыпанных в его стихах, снова заставляет вспомнить о Державине. Начнем со стихотворения, всецело посвященного алмазу.—

“Не украшать чело царицы,

Не резать твердое стекло

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь как стекло.

Нет! За прозрачность отраженья,

За непреклонность до конца

Ты призван разрушать сомненья

И с высоты сиять венца”.

Бесчисленные алмазы в виде бриллиантов предстают поэту в зимнем пейзаже.—

“Бриллианты всвете лунном,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах”...

Они же сияют и летней лунной ночью—

“Трава при луне в бриллиантах...”

В следующем пленительном отрывке появляется изумруд.—

“Я повторял: Когда я буду

Богат,--богат,--

К твоим серьгам по изумруду,--Какой наряд!

...........................................

В моей руке—какое чудо!--

Твоя рука,

И на траве—два изумруда—

Два светляка.”

Незабываема прелестная “Рыбка” из стихотворения с тем же названием.—

“Голубоватая спина,

Сама как серебро,

Глаза бурмитских два зерна,

Багряное перо...”

Напомним, что “бурмитское зерно”--старинное название крупного жемчуга. Нельзя не привести и чудные строки из бессмертного стихотворения “Шопот, робкое дыханье...”--

“В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря

И лобзание и слезы—

И заря, заря!”

Современник и друг А. А. Фета—А. Н. Майков (1821-1897) особенно любил эпитеты “золотой” и “серебряный”. Вспомним его живописные строки—“Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу”... “Сияет ковыля серебряное море”... и т. д.

Даже упоминая ценные камни, он снабжал их теми же эпитетами—

“Златые зерна перлов и опала”...

Вслед за “золотым” и “серебряным” в стихах Майкова появляется и “алмазный” эпитет. –

“Ручей алмазными водами

Вкруг яркой озими бежит...”

Ручей—“То прыгает змеей, то нитью из алмаза

Журчит между корней раскидистого вяза”...

Однако в стихотворении “Дориде” поэт призывает свою возлюбленную не поражать его разом “и блеском красоты и блеском пышных риз”, украшенных, кстати, и алмазом.—

“Дорида милая, к чему убор блестящий,

Гирлянды свежие, алмаз огнем горящий,

И ткани пышные и пояс золотой (?)”...

__________

“Явись мне не богиней

...Явися девой мне, земною девой”,--умоляет поэт красавицу.

Я. П. Полонский (1819-1898)—последний член прославленного поэтического триумвирата (Фет—Майков--Полонский)—оставил нам трогательный стихотворный рассказ о потерянном бриллиантовом колечке, бедной служанке и бессердечной барышне. (Влюбленный месяц).

Во второй половине прошлого столетия на первый план выступила гражданская поэзия. “Муза мести и печали” Н. А. Некрасова (1822-1877) решительно восстала против поэтических красот поэтов—представителей “искусства для искусства”. Драгоценные камни, как игрушки богачей и вредная мишура подверглись опале и осуждению. В стихотворении “Княгиня” описывается как доктор-спекулятор “Деньги, бриллианты—все пустил в аферы”. И все же, несмотря на суровость своего направления, Н. А. Некрасов как подлинный художник не мог противостоять красоте камней. –Вспомним похвальбу Мороза-воеводы:

Я царство свое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро...”

С трудом найдем мы упоминания о самоцветах в произведениях многочисленных последователей певца народного горя. Лишь в конце девятнадцатого века К. М. Фофанов (1862-1911) снова вспомнил об изумрудах и янтарях в своих мелодичных строчках,--

“Звезды ясные, звезды прекрасные

Нашептали цветам сказки чудные,

Лепестки улыбнулись атласные,

Задрожали листы изумрудные...”

____________

“Сосны в бархате зеленом

И душистая смола

По чешуйчатым колоннам

Янтарями потекла...”

___________

Итак, девятнадцатое столетие прослежено до конца. Завершим и мы на этом демонстрацию нашей поэтической коллекции камней-самоцветов. Предоставим возможность читателю самостоятельно окунуться в безбрежное море поэзии двадцатого века с целью выявления таящихся в нем драгоценностей. Сколько замечательных открытий ожидает исследователей этих глубин! Наперед наметим пунктиром некоторые из них.

К. Д. Бальмонт очарует его “Фейными сказками”--

“У Феи—глазки изумрудные,

Все на траву она глядит.

У ней наряды дивно-чудные,

Опал, топаз и хризолит...”

В. Брюсов поразит своим признанием:

“Но любы мне кристаллы

И жала токих ос...”

Ф. Сологуб поведает о рубине:

“В нем кристаллический огонь

И металлическая кровь”...

И. Анненский в двух проникновенных стихотворениях вспомнит о любимых им аметистах.—

“Как часто сумрак я зову,

Холодный сумрак аметистов...”

А. Блок предстанет в вихре среброснежных метелей,--

“И драгоценный камень вьюги

Сверкает льдиной на челе”...

Н. Гумилев, по обилию и разнообразию облюбованных драгоценных камней, еще раз напомнит Державина. Поэт горделиво утверждал:

“И я верил, что солнце взошло для меня,

Просияв, как рубин, на кольце золотом”

(Баллада)

Музыкальные звуки уподоблялись им бриллиантам,--

“Звуки мчались и кричали,

Как виденья, как гиганты,

И метались в гулкой зале

И роняли бриллианты”...

(Маэстро)

В поздней балладе “Лес” поэт признавался:

“Я придумал это, глядя на твои

Косы—кольца огневеющей змеи,

На твои зеленоватые глаза,

Как персидская больная бирюза”...

И конечно вспомнятся знаменитые “Капитаны”, плывущие “меж базальтовых скал и жемчужных”, где “светят в прозрачной воде жемчуга”...

Неожиданно на этом героическом фоне просверкнет алмазная строка Игоря Северянина:

“Бриллиантится веселая роса...”

Молитвенно засияет ночное небо у А. Ахматовой.—

“Звезд иглистые алмазы

К Богу взнесены...”

Восторженно обратится М. Цветаева к своим любимым героям—“генералам двенадцатого года”--

“Вы...чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след...”

В противовес возникнет “Морской воды тяжелый малахит” О. Мандельштама.

Б. Пастернак предложит:

“Давай ронять слова,

Как сад—янтарь и цедру...”

Н. Заболоцкий скажет о Лебеди:

“Головка ее шелковиста,

И мантия снега белей

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней...”

Особого разговора требует оригинальный поэт и профессор-минералог П. Л. Драверт (1879-1945), стихи которого изобилуют упоминаниями о камнях-самоцветах.—Ограничимся здесь одним лишь примером.—

“Люблю я синий цвет цейлонского сапфира:

В нем скрыта пустота неведомых пучин...”

Однако—довольно цитат.Впереди еще множество неучтенных нами прекрасных поэтов, ждущих своей очереди. –Итак, --за дело!--“Дорога будет не скучна, в которой хотя и не везде сокровища встречать нас станут”,--вспомним мы мудрые слова великого Ломоносова, напутствуя искателя драгоценных камней в недрах поэзии. В качестве вспомогательного “путеводителя” приведем табличку с перечнем любимых поэтами драгоценных камней в порядке их последовательности (на основании приведенных выше данных).—

№ Минерал (минералоид) Число упоминаний

1 Алмаз (бриллиант) 26

2 Жемчуг (перл) 16

3 Изумруд 9

4 Хрусталь (кристалл) 9

5 Янтарь 9

6 Рубин 6

7 Сапфир 6

8 Бирюза 5

9 Аметист 4

10 Топаз 4

11 Яхонт (Сапфир? Рубин? Изумруд?) 4

12 Опал 2

13 Агат 1

14 Карбункул (Гранат? Шпинель?) 1

15 Хризолит 1

В заключение зададимся вопросом: какую пользу принесет любителю минералов собранная здесь коллекция стихотворных цитат?--ответ напрашивается сам собой.—Мы напомнили читателю о многих славных поэтах и взглянули их их глазами на любимые наши камни. Найденные ими уподобления и сравнения самоцветов с растениями, облаками, волнами—наталкивают на раздумья о причинах такого сходства и на поиски их разгадок. Кроме того, думается, что приведенные поэтические отрывки не могут не вызвать сами по себе эстетического наслаждения и радостного любования.